Аттестация педагогических работников– это изучение и оценка их профессионального уровня, деловых и личных качеств, результатов педагогической деятельности по формированию знаний, умений, навыков, интеллектуального, нравственного, творческого и физического развития учащихся при реализации содержания образовательных программ дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, специального, дополнительного образования детей, программ воспитания и научно-методического обеспечения.
Основными принципами аттестации педагогических работников являются коллегиальность, системность, целостность экспертных оценок.
Аттестация проводится по инициативе педагогического работника или по инициативе руководителя организации системы образования.
- По инициативе педагогического работника проводится аттестация на присвоение квалификационной категории.
- По инициативе руководителя организации системы образования проводится аттестация на подтверждение квалификационной категории.
Обязательными условиями допуска педагогического работника к аттестации на присвоение квалификационной категории являются:
- соответствие полученного образования квалификационным требованиям;
- наличие стажа работы в соответствии с частями первой-четвертой пункта 19 Инструкции;
- освоение содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов в сроки, предусмотренные законодательством.
Обязательными условиями допуска для педагогических работников, претендующих на присвоение квалификационной категории «учитель-методист», кроме перечисленных в абзацах втором-четвертом части первой настоящего пункта, является наличие авторской методики преподавания учебного предмета или собственного опыта.
Претендовать на присвоение второй и первой квалификационной категории могут педагогические работники (кроме мастеров производственного обучения учреждений образования), имеющие стаж работы в должности, по которой аттестуются (далее – стаж работы), два года; высшей, а также квалификационной категории «учитель-методист» – три года со дня присвоения предыдущей квалификационной категории. В этот стаж учитывается время работы на должностях, которые были переименованы в установленном порядке.
Документы, предоставляемые при аттестации
- Заявление по установленной форме
- Копии свидетельства о повышении квалификации по профилю за последние 3 года.
- Выписка из протокола заседания квалификационной комиссии по приему квалификационного экзамена (для высшей категории)
Изучение педагогической деятельности
Квалификационные характеристики
- «Должностные обязанности» - содержит основные функции, которые могут быть поручены работнику, являются основой для разработки должностных инструкций на местах, а также программ изучения педагогической деятельности
- «Должен знать» - содержит основные требования в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных актов, положений, инструкций и др. нормативных актов
- «Квалификационные требования» - предусматривает уровень образования и стаж работы
В ходе аттестации оцениваются
- деятельность педагога за аттестационный период (2-3 года), для подтверждения категории за 5 лет.
- достижение результатов (учащихся и педагога);
- деловые, личностные качества педагога;
- возможности дальнейшего роста и обучения;
- необходимость помощи, пути улучшения деятельности.
В ходе аттестации педагогом предоставляются
- Материалы учебного кабинета (план работы кабинета, план перспективного развития кабинета, материалы по систематизации)
- Самоанализ деятельности
- Разработки открытых учебных занятий, воспитательных мероприятий
- Самоанализ открытых мероприятий
- Материала по самообразованию или обобщение опыта
- Результаты психолого-педагогического анкетирования
Основные этапы аттестации
- Подготовительный этап.
- Избрание аттестационной комиссии
- Оформление приказа руководителя о персональном составе комиссии, доведение его до сведения педагогических работников.
- Оформление пакета документов по аттестации.
- Оформление выставочного стенда с материалами аттестации.
- Организационный этап.
- Подача заявлений в комиссию
- Рассмотрение заявлений аттестационной комиссией.
- Составление графика аттестации.
- Согласование графика прохождения аттестации с профсоюзным комитетом
- Издание приказа руководителя о проведении аттестации.
- Процессуальный (основной)
- Изучение педагогической деятельности в соответствии с Квалификационным справочником
- (собеседование, анкетирование, тестирование, самооценка, оценка сотрудника руководителем, коллегами, наблюдение за педагогической деятельностью, анализ результатов, и т.д.).
- Подготовка аналитических материалов по результатам изучения деятельности.
- Сдача квалификационного экзамена, предоставление справки в аттестационную комиссию.
- Составление характеристики.
- Заключительный (итоговый) этап
- Проведение аттестационного собеседования.(сопоставление точек зрения на результаты деятельности, обсуждение дальнейших путей профессионального развития педагога)
- Принятие решения (кроме решения предусмотренного Инструкцией даются рекомендации о повышении квалификации, об улучшении отдельных направлений деятельности, о постановке в резерв на руководящую должность и т.д.)
- Издание приказа руководителя по решению аттестационной комиссии.
- Внесение записи в трудовую книжку.
раскрыть » / « свернуть