Связывая свое отношение к ребенку с его отметками, особенно если эти отметки не соответствуют их ожиданиям, родители затрудняют формирование адекватной положительной самооценки школьника, способствуют появлению у него неуверенности в себе, мешают развитию интереса к учению.
Правило первое: Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не вырабатывать у ребёнка страх перед ошибкой, а тем более перед отметкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться да и просто радость жизни и радость познания.Ребёнок не должен панически бояться ошибиться.
Правило второе: не бей лежачего! «Двойка» (а для кого-то и «шестёрка») — достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, дома от родителей он ждет спокойной помощи. А как часто получает новые и уже несправедливые огорчения и попреки! Категорически нельзя наказывать ребёнка за неудовлетворительную оценку, полученную в школе.
Правило третье: чтобы избавить ребенка от недостатков, замечайте не более одного в минуту! «Опять грязь в тетради! И помойку опять не вынес! И вещи раскидал! И портфель не сложил! И...» Успокойтесь. Знайте меру. Еще немного, и ваш ребенок просто «отключится», перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствителен к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно непереносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорите только о нем. Остальное либо будет преодолено позже, либо просто окажется несущественным, недостойным замечания.
Правило четвёртое: за семью зайцами погонишься... Но как выбрать самое главное? Ведь многие недостатки ребенка — звенья одной цепи. А иногда — просто непонятно с чего начать: в тетрадях — сплошные ошибки, в знаниях — пробелы, в голове — ветер... А вы посоветуйтесь с ребенком, начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие. Но если вы, выбрав стратегию борьбы с орфографическими ошибками, занялись со своим «грамотеем» диктовками, не корите его пока за ошибки в списывании и в изложении. Если вас обоих беспокоит прежде всего скорость чтения, не требуйте одновременно и выразительности, и пересказа
Правило пятое: хвалить — исполнителя, критиковать - исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. А кому адресована «десятка» — умнице Насте или идеальной записи в ее тетради? А «двойка» кому адресована — рассеянной Юле или шести пропущенным, буквам? Учитель оценивал работу по школьным нормам: в соответствии с количеством ошибок и помарок. А ребенок читает отметку по-своему: «Я — хороший» или «Я — плохой», «Меня похвалили», «Меня не любят». И здесь — начало отчуждёния. Очень хорошо, если ваша критика не оскорбляет, если вы избегаете замечаний типа «Надо же быть таким растяпой!» и говорите только о том, что из первой строчки куда-то отлучились три буквы. Тем самым вы избежите самооправдания ребенка: «А я рассеянный», которым он очень скоро начнет прикрывать свою безграмотность. Ребенок склонен любую оценку воспринимать глобально, считать, что оценивают всю его личность (и сегодняшнюю работу). В наших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности ребенка надо похвалу: «Молодец, ты уже научился решать задачи в два действия!» Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться. Но при такой персональной похвале критика должна быть возможно более безличной: «Такие задачи надо решать не в одно действие, а в два». Эта форма «отрицательных» оценок стимулирует исправление ошибок, но не сказывается отрицательно на отношении ребенка к занятиям, на его вере в успех.
Правило шестое и центральное: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами, а не только с государственными нормами оценивания и не с успехами соседского Толика. Школьная система отметок не способствует этому: «Сидоров, ты сегодня гораздо лучше написал диктант. Уже не 16 ошибок, как в прошлый раз, а 8. Но «тройку» пока поставить не имею права» — едва ли Петьку порадуют и стимулируют на новые труды такие «похвалы» учительницы: ничего себе «лучше», если в оценке не видна разница между плохой и вдвое (!) более грамотной работой. Но учительница в этой ситуации — невольник далеко не идеальной школьной системы, а вот мама может своему Петьке, который две недели честно писал дополнительные диктовки, испечь пирог и без всякой иронии отпраздновать малую, но зримую победу над безграмотностью. И «двойку» сегодня не поминать.
Ведь даже самый малый успех ребенка —
это реальный успех, победа над собой,
и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
Правило седьмое: не скупитесь на похвалу; строя оценочные отношения с собственным ребенком, не идите на поводу у школьных отметок. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. А ваша положительная, но не обязательно высокая оценка — это своеобразная точка опоры, без которой немыслимо перевернуть мир неуспеваемости. Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Помните, что достоинства у ребенка есть сейчас (а не возникнут в результате систематических занятий и работы над собой), и это должно быть сегодня отражено в вашей оценке. Постарайтесь видеть не только теневые стороны детского поведения: ошибки, неумение, незнание. Ведь ваши «не сделал, не старался, не учишь» порождают эхо: «не хочу, не могу, не буду».
Правило восьмое: посвящено искусству выделить в море ошибок островок успеха, на котором сможет укорениться детская вера в себя и в успех своих учебных усилий . Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка — и правильность вычислений, и умение решать задачи такого типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. Не так уж вам трудно оценить все по отдельности? Например: «Порядок действий при решении задачи ты знаешь хорошо. Молодец. Это самое главное для решения задач. Считать ты тоже научился неплохо. Складываешь без ошибок. А вот вычитание проверь еще раз. А записывать словами ответ задачи надо еще поучиться. Безударные гласные в тетради по математике проверяются так же, как и в тетради по русскому языку». Вообще-то речь идет о работе «на тройку», но если вы оценку работы начнете с этой отметки, у ребенка едва ли появится стимул продолжить, работу и учесть ваши замечания. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: «еще не знаю, но могу и хочу узнать». Но как достичь этого «хочу»?
Правило девятое: ставьте перед ребенком предельно конкретные и реальные цели, и он попытается их достигнуть. Типичная ошибка мамы шалуна: «Витюша, ты мне обещаешь в школе не драться и не бегать?» Не искушайте ребенка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Для начала возьмите с него слово, что он не подерется прямо сейчас, когда придет в школу, до первого урока. Если он сделал в диктанте 10 ошибок, не берите с него обещания постараться и следующий диктант написать без ошибок. Договоритесь с ним, что ошибок будет не более восьми, и радуйтесь вместе с ним, если это будет достигнуто.
Для маленького ученика очень важно, чтобы оценка выражалась не только на словах, но была материализована в каких-либо зримых знаках.
Самый худший, но не вовсе бессмысленный знак — это отметка. Но даже такой дробной отметкой нельзя оценивать оптом все труды ребенка. Отдельной отметки заслуживает красота, скорость выполнения, ошибки на «невнимание» (пропуски букв) и ошибки «на правила», наличие точек в конце каждого предложения и то, что ребенок сел за уроки вовремя, без напоминаний. Таким образом, вы неминуемо поставите за работу 1—2 «отличных» оценки — по справедливости объективной, а главное, по справедливости материнской любви, понимающей и принимающей ребенка со всеми его «хвостами» и трудностями развития, но не закрывающей на них глаза .Для наглядного сравнения вчерашних и сегодняшних успехов очень удобны различные графики, например график ошибок, где красная линия показывает число пропущенных букв (внимание), а синяя — число орфографических ошибок. И в день, когда линии графика начнут опускаться, не грех устроить маленькую семейную пирушку в честь малой победы над неграмотностью.
Для того, чтобы все названные правила оказались действенными, необходимо объединить их в последний — десятый принцип: ребенок должен быть не объектом, а соучастником оценки, его следует учить самостоятельно оценивать свои достижения. Умение себя оценить является необходимым компонентом умения учиться — главного средства преодоления учебных трудностей. Если ученик сам может различить в учительской «тройке» — «четыре» за грамотность и «единицу» за почерк; если его научили радоваться тому, что сегодня он решил на один пример больше, чем вчера (хотя снова получил «трояк»); если он умеет сам отличать доброе отношение учительницы к нему лично («Ты мой незаменимый помощник в классе») от ее же рукой поставленных неважных отметок; если он сам все это может, то он почти гарантирован от стыда и боли человека, не успевающего за своими друзьями.
Родителям необходимо помнить, что в учении важна не столько отметка, сколько реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний. К тому же следует учитывать, что успешность ребенка в учении определяется множеством факторов. Не последнюю роль среди них играет вера родителей в возможности своего ребенка, а также их способность оказать ему реальную помощь в учебе.
Учитесь вместе с ребенком,
станьте его союзником,
а не противником или сторонним наблюдателем.
разгарнуць » / « згарнуць