ОТЧЁТЫ о проведении семинаров ресурсного центра 2018/2019 учебный год
2 мая 2019 года в государственном учреждении образования «Средняя школа № 207 г. Минска» состоялся семинар ресурсного центра эстетического воспитания для учителей по классу фортепиано по теме «Формирование музыкально-творческих навыков – важное условие всестороннего развития музыканта».
Гостей приветствовала руководитель методического объединения учителей по классу фортепиано Голотик Татьяна Николаевна. Обозначив актуальность выбранной темы, цель и задачи семинара, она рассказала участникам семинара о различных взглядах современных учёных - психологов на природу возникновения музыкального творчества, важнейших чертах творческой личности, влиянии социальной среда на её формирование. Также Татьяна Николаевна расширила представления педагогов о видовом многообразии современного музыкального творчества.
В практической части семинара учитель по классу фортепиано Понимаш Елена Чеславовна выступила с темой «Приемы и методы работы с начинающими пианистами, направленные на развитие музыкально-творческих способностей». Педагог рассказала о том, как урок может творчески «захватить» начинающего музыканта. На примере работы с учащимися второго и третьего года обучения представила эффективные и нестандартые приемы работы над изучением нотной грамоты, длительностей нот, показала такие формы работы, как подбор по слуху, чтение нот с листа, транспонирование.
В продолжение темы Татьяна Николаевна представила мастер-класс по теме «Развитие навыков подбора по слуху у учащихся в классе фортепиано». Она поделилась с присутствующими своим богатым опытом работы по формированию навыков подбора мелодий на слух и гармонического аккомпанемента к ним. Поэтапно рассказала, с чего начинать и как постепенно двигаться вперёд по пути освоения элементов классической гармонии при тесном взаимодействии с требованиями теоретического курса «Сольфеджио» и предпочтениями учащихся на всех этапах обучения.
Также гостей семинара познакомили с творческим проектом фестиваля-конкурса «Musicforthesoul». Вниманию присутствующих был представлен фрагмент мероприятия из 7 наиболее интересных композиций: это музыка из кинофильмов «Приключения Электроника» Е.Крылатова и «Мэри Поппинс, до свидания!»М.Дунаевского, «Believer» из репертуарарок группы «Imagine Dragons», «Мокрые кроссы» Тимы Белорусских, «Метель» К. Меладзе.
В ходе рефлексии участники семинара проголосовали за наиболее интересную композицию, поделились своими впечатлениями и высказались в пользу применения данных методик как на индивидуальных занятиях с учащимися, так и во внеклассной деятельности.





22 апреля 2019 года государственное учреждение образования «Средняя школа № 207 г. Минска» принимало в гостях делегацию учителей музыки из Китайской Народной Республики. Звучными фанфарами встречал гостей духовой оркестр в фойе школы, «Палескай кадрыллю» приветствовал ансамбль танца «Забава».
В уютных стенах камерного зала педагоги из поднебесной имели возможность ближе познакомиться с ребятами и педагогическим коллективом нашей школы. С приветственным словом выступила директор «СШ № 207 г. Минска» Савчук Екатерина Петровна, которая презентовала наше учреждение образования. Продолжила знакомить гостей с эстетической направленностью нашей школы заместитель директора по учебной работе Шкваренко Ольга Анатольевна. Свой музыкальный подарок преподнесли учащиеся классов музыкальной направленности. В концерте приняли участие коллективы: ансамбль баянистов-аккордеонистов «Озорные кнопочки», скрипичный ансамбль «Каприс», ансамбль саксофонистов «Gold &Silver», ансамбль «TuttiArt», хор «Дружба», а также Макаренко Мария (цимбалы), Криворотов Роман, Сидорок Светлана (фортепиано), Магниченко Алеся (скрипка).
Педагоги по классу фортепиано Хаткевич Елена Анатольевна и Меркушевич Юлия Михайловна провели мастер-классы, поделились опытом своей работы, дали методические рекомендации, показали результаты своей работы.
К концу встречи состоялся профессиональный диалог между педагогами, в ходе которого гости поведали о системе музыкального образования Китайской Народной Республики. Встреча получилась очень яркой, эмоциональной и теплой. Гостям вручили белорусские сувениры, памятные подарки о нашей школе. Венцом встречи стала общая фотосессия с учителями и учениками школы, общение у рояля и пожелание вернутся к нам вновь!















VIII открытый конкурс Московского района «Музыкальный калейдоскоп» среди учащихся учреждений образования с классами музыкальной направленности города Минска прошел с 13 по 20 марта 2019 года на базе государственного учреждения образования «Гимназия №10 г. Минска» в следующих номинациях: «Хоровое пение», «Академическое пение. Соло», «Народное пение. Соло. Ансамбли» «Эстрадное пение. Соло. Ансамбли» в трех возрастных категориях. Свое мастерство показали 11 хоровых коллективов, 30 солистов академического, народного и эстрадного пения, 11 вокальных ансамблей из 14 учреждений образования г. Минска. Улыбки на лице, огонь в глазах исполнителей и громкие аплодисменты слушателей создавали неповторимую атмосферу весеннего музыкального праздника.
Актуальность организации конкурсной деятельности определяется практикой современного образования в сфере культуры, где конкурсы и фестивали признаны эффективными формами развития и выявления одаренных учащихся, а также средством повышения качества обучения. Вокально-хоровое исполнительство с его многовековыми традициями, глубоким содержанием, огромным эмоциональным и нравственным воздействием на исполнителей и слушателей, остается испытанным средством музыкального воспитания.
Участники конкурса исполнили два разнохарактерных произведения. Звучали народные песни, произведения классиков, русских, белорусских и современных композиторов, а также эстрадная музыка. Юные вокалисты продемонстрировали в выступлениях стремление к победе, силу воли, выдержку, способность к конкуренции и личностной презентации, коммуникативные навыки. Оценивало конкурсантов компетентное жюри,в состав которого вошли представители профессорско-преподавательского состава кафедры музыкально-педагогического образования факультета эстетического образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» доценты Богданова Татьяна Семёновна и Иванова Мария Викторовна, преподаватели Ковалёнок Тамара Александровна и Романович Елена Евгеньевна; председатель жюри - заместитель директора по учебной работе, руководитель ресурсного центра эстетического воспитания государственного учреждения образования «Средняя школа №207 г. Минска» Шкваренко Ольга Анатольевна.
Жюри определило следующих победителей:
Дипломы I степени в номинации «Хоровое пение» получили хор «Искорка», государственное учреждение образования «Средняя школа №119 г. Минска»; хор «Родничок», государственное учреждение образования «Гимназия №12 г. Минска»; хор «Радуга», государственное учреждение образования «Гимназия № 10 г. Минска»; образцовый концертный хор «Верасок», государственное учреждение образования «Средняя школа №119 г. Минска».
Лучшей в номинации «Народное пение. Соло. Ансамбли» стала Филиппович Влада, государственное учреждение образования «Гимназия №192 г. Минска. В номинации «Академическое пение. Соло. Ансамбли» победила Касьянова Анастасия, государственное учреждение образования «Гимназия №192 г. Минска.
Дипломы I степени в номинации эстрадное пение получили следующие учащиеся: Рябов Артем, государственное учреждение образования «Гимназия №12 г. Минска»; Сасковец Варвара, государственное учреждение образования «Гимназия №10 г. Минска»; Москалёва Полина, государственное учреждение образования «Средняя школа № 71 г. Минска», вокальный ансамбль «Божья коровка»,государственное учреждение образования «Средняя школа №119 г. Минска» и вокальный ансамбль «Колокольчик», государственное учреждение образования «Гимназия №10 г. Минска».
20 марта 2019 года состоялся Гала-концерт с награждением и выступлением победителей и лауреатов конкурса.
VIII открытый конкурс Московского района «Музыкальный калейдоскоп» дает старт раскрытию детских талантов, развивает творческий подход во всех сферах жизни. Мир творчества удивителен тем, что в нем нет границ, как и нет границ у нашей Вселенной, усеянной множеством звёзд. Сколько их? Миллионы! И в нашем конкурсе сегодня загорелись новые огоньки от ярких выступлений юных вокалистов. Спасибо, ребята, за ваш талант! Спасибо, уважаемые педагоги, за ваш труд! Спасибо организаторам конкурса - государственному учреждению образования «Средняя школа №207 г. Минска».
Много хороших слов можно сказать про организацию конкурса, сольные, ансамблевые и хоровые выступления, но хочется отметить главное – конкурс прошёл на одном дыхании. И нам бы очень хотелось верить, что в наш стремительный, удивительный и увлекательный век, волшебный мир музыки будет волновать ещё не одно поколение учащихся. Ведь музыка облагораживает человека, делает его добрее и милосерднее. Так давайте вместе учиться музыке, слушать её и понимать!





Результаты VIII Открытого конкурса Московского района «Музыкальный калейдоскоп» подробнее>>
26 февраля 2019 года в государственном учреждении образования «Средняя школа №207 г. Минска» состоялся семинар - практикум ресурсного центра эстетического воспитания для учителей изобразительного искусства по теме «Художественное конструирование из бумаги как средство развития творческих способностей учащихся». На мероприятии учителя изобразительного искусства нашей школы представили опыт своей работы по развитию творческих способностей учащихся средствами различных видов работы с бумагой и картоном.
В первой части семинара руководитель методического объединения учителей изобразительного искусства Калинникова Марина Павловна подняла вопрос об актуальности и значимости художественного конструирования в работе с учащимися всех возрастных групп, так как оно обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания. Однако такое многостороннее значение в воспитании детей конструктивная деятельность приобретает только при условии осуществления систематического обучения, использования разнообразных методов, направленных на развитие не только конструктивных умений и навыков, но и ценных качеств личности ребенка, его умственных способностей.
В продолжение темы учитель изобразительного искусства Мойсейчук Светлана Николаевна рассказала, что на сегодняшний день известно множество техник работы с бумагой. Некоторые из них были созданы много веков назад, другие забыты и переживают второе рождение, а третьи обрели популярность совсем недавно. Однако каждая из них учит создавать необычно красивые вещи, имея под рукой только этот материал. Ребенок, владеющий различными способами преобразования материалов, может в своей деятельности осознанно выбрать тип материала и способ его преобразования в зависимости от специфики задуманной поделки и в соответствии с ее назначением, комбинировать материалы, выбирать средства для реализации эстетических требований к результату работы.
Далее учитель изобразительного искусства Москович Людмила Николаевна провела мастер-класс по изготовлению упаковки из бумаги. В ходе мастер-класса упаковку рассмотрели как один из видов объемного конструирования из бумаги. Лучший материал для изготовления упаковки — это картон, доступный, практичный, экологичный. Гости семинара изготовили из цветного картона, бумаги и других материалов упаковку для подарка в виде клубники. Такое задание педагоги в дальнейшем могут использовать в работе с учащимися начальных классов на уроке изобразительного искусства, на факультативных занятиях с учащимися старших классов.
В конце семинара в ходе рефлексии участникам было предложено поделиться впечатлением от работы в виде рисунка или высказывания - пожелания. Участники семинара отметили актуальность и ценность полученной информации, практическую направленность, возможность пополнить методическую копилку интересными формами работы. Семинар прошёл в тёплой, дружественной атмосфере



17 января 2019 года в государственного учреждения образования «Средняя школа №207 г. Минска» состоялся семинар - практикум ресурсного центра эстетического воспитания для учителей хореографических дисциплин г. Минска по теме «Радуга талантов: выявление и развитие творческого потенциала учащихся средствами хореографического искусства». Семинар состоял из двух частей: теоретической и практической с показом балетмейстерских работ учителей хореографии в музыкально-театрализованном представлении «Алиса в новогодней стране Чудес».
В первой части семинара руководитель методического объединения учителей хореографии Лауткина Ирина Анатольевна рассказала о месте хореографии в воспитании социально-адаптивной личности. Формирование творческих способностей средствами хореографии успешно помогают социальной адаптации учащихся. Такие занятия создают условия для самореализации, обеспечивают интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Дополнительное образование дает учащимся реальную возможность выбора индивидуального пути.
В продолжение темы учитель хореографии Яскевич Наталья Николаевна поделилась своими мыслями о том, какую огромную роль играет в жизни человека ритм. Ритму подчинена вся наша жизнь: ритм дыхания и сердечной деятельности, ритм суток и времен года, ритм работы и музыки. И чтобы наша жизнь была более гармоничной, важно уметь правильно вписываться в эти ритмы. Занятия ритмикой помогают усвоить основные музыкально-теоретические понятия, развивают музыкальный слух и память, чувство ритма, активизируют восприятие музыки. В процессе работы над движениями, связанными с музыкой, формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие способности, чувство прекрасного.
Далее учитель хореографии Зинкевич Марина Игоревна сделала вывод о том, что в формировании гармонично развитой личности хореографическое искусство является важнейшим аспектом воспитания. Воспитывает всё, что связано с участием детей в коллективе: художественный педагогический уровень репертуара, планомерные и систематические учебные занятия, взаимоотношения с педагогом и окружающим миром.
Во второй части семинара все присутствующие гости увидели музыкально-театрализованное представление «Алиса в новогодней стране Чудес», где были представлены балетмейстерские работы трёх хореографических коллективов школы: «Забава» (руководитель Лауткина Ирина Анатольевна), «Белорусочка» (руководитель Зинкевич Марина Игоревна) и «Реверанс» (руководитель Яскевич Наталья Николаевна) а также вокальные номера учащихся педагога Бикбаевой Анастасии Игоревны.
Дружные аплодисменты присутствующих и слова благодарности за доставленное удовольствие и профессионализм педагогов явились достойной оценкой и показателем правильно сложившейся системы работы учителей хореографической направленности школы.





18 декабря 2018 года на базе государственного учреждения образования «Средняя школа №207 г. Минска» состоялся семинар ресурсного центра эстетического воспитания по теме .
С приветственным словом к участникам семинара выступила руководитель ресурсного центра эстетического воспитания, заместитель директора по учебной работе Шкваренко Ольга Анатольевна.
Руководитель методического объединения учителей по классу скрипки, духовых и народных инструментов Васильева Валентина Александровна обозначила актуальность темы, цели и задачи семинара, а также поделилась своими педагогическими наработками и рассказала об алгоритме поэтапной работы над музыкальным произведением. Практическая работа была представлена выступлением учащейся 8 «А» класса Магниченко Алесей.
О преодолении технических сложностей при работе над пьесами в классе аккордеона рассказала и показала на практических примерах с учащейся 5 «А» класса Гарбацевич Екатериной учитель по классу аккордеона Якубовская Инна Ивановна.Учителем были показаны метрические, динамические, штриховые, ритмические варианты работы над технически сложными местами в пьесе:
Кривицкая Галина Вацлавовна осветила вопрос «Освоение выборной клавиатуры баяна». Педагог с учащимся 7 «А» класса Адерейко Владиславом показали работу над хроматической гаммой. В качестве упражнений были продемонстрированы небольшие мелодические построения, которые основаны на движении 2, 3, 4 пальца по соответствующим рядам клавиатуры. Основной целью этой работы является развитие у учащихся координации движений правой и левой руки.
Работу над пьесами повышенной трудности с учащимися младших классов в классе цимбал показала Савенок Наталья Николаевна. Для последовательного технического развития, учитель рассмотрела приемы игры и упражнения на цимбалах. Опираясь на основные дидактические принципы работы и опыт, Наталья Николаевна с учащейся 2 «А» класса Макаренко Марией продемонстрировала пути решения технических и художественных задач в работе над сложными музыкальными произведениями.
Немаловажный вопрос о подготовке музыканта-исполнителя к конкурсу в своем выступлении раскрыл Касьянов Михаил Александрович. Педагог подчеркнул, что формирование особого состояния психической готовности к выступлению является важным фактором.После выступления рекомендуется провести анализ своего исполнения. Тщательность анализа определит комплекс будущих творческих задач, решение которых снизит риск профессиональных срывов и потерь на сцене. Практическая часть была представлена учащимся - конкурсантом 10 «А» класса Шишигиным Сергеем.
Сацура Светлана Ивановна раскрыла тему «Особенности работы над произведениями в классе инструментального ансамбля».Коллективное инструментальное исполнительство – это одна из самых доступных форм ознакомления учащихся с миром музыки. Педагог перечислила важные принципы, на которые она опирается в своей работе. Практическая часть представлена выступлением ансамбля «Каприс».
В ходе рефлексии присутствующие педагоги отметили, что тема семинара была рассмотрена с разных аспектов. Материалы семинара были полезны и с успехом будут применяться в педагогической практике.





24 октября 2018 года в государственном учреждении образования «Средняя школа №207 г. Минска» состоялся семинар - практикум для учителей вокально-хоровых и теоретических дисциплин учреждений образования Московского района в рамках ресурсного центра эстетического воспитания по теме: «Развитие вокально-интонационных навыков на факультативных занятиях «Сольфеджио» и «Вокальный ансамбль».
Правильное и выразительное пение - это едва ли не основной навык, приобретаемый на занятиях по сольфеджио и вокальному ансамблю. Хотя пение природный фактор, тем не менее, в силу ряда причин дети в последнее время поют меньше и хуже. Задача занятий не только развить голос и научить детей петь, но и научить безотрывно слушать себя при пении, все время анализировать его с разных точек зрения: точности высоты по отношению к строю, протяженности, штриховки, силы звука и т.д. При этом нельзя забывать о художественной стороне исполнения. Таким образом, развитие вокально-интонационных навыков - сложнейшая задача, которая стоит перед педагогами - музыкантами на занятиях по сольфеджио, вокальному ансамблю, хоровому классу, вокалу.
Учитель высшей категории, руководитель методического объединения вокально-хоровых и теоретических дисциплин Мещанская Екатерина Алексеевна поделилась с коллегами некоторыми приемами, подготавливающими слуховую базу учащихся к формированию навыка чтения с листа, заучивания наизусть, сочинения и импровизации. Основным музыкальным материалом для этих упражнений стали белорусские народные мелодии. На семинаре прозвучали такие песни как «Ковалек», «Ах ты, гордый Симеон», «Перепёлочка», «Полька - Янка», «А на горе мак».
Учащиеся 1 «А» класса проявили себя как общительные, заинтересованные, эмоционально раскрепощенные участники семинара. Они уверенно сольфеджировали, увлеченно рассказывали о содержании песен, уверенно отвечали на теоретические вопросы, с удовольствием проявляли инициативу в игровых моментах.
Учащиеся 3 «А» класса показали хороший уровень сформированности вокально-интонационных навыков. Это проявилось в интонационно точном, выразительном, уверенном пении. Ребята сумели доказать, что музыкальная грамота, четкие представления о гаммах, интервалах и аккордах служат основой для осознанного процесса интонирования. Самый долгожданный и любимый детьми вид занятий - это выступление: нарядные ученики, красивая музыка, хорошее настроение, чувство гармонии и удовлетворения от успешно проделанной работы - все это является стимулом к дальнейшему образовательному процессу. Под руководством учителя вокально-хоровых дисциплин высшей категории Макаревич Елены Григорьевны учащиеся выразительно исполняли произведения как a capella, так и с сопровождением.
Отличительной особенностью работы по развитию вокально-интонационных навыков в 4 «А классе стала опора на ритмическую сторону интонаций белорусских народных песен, которые сами по себе являются богатейшим источником для развития всех сторон музыкальности учащихся.
В ходе педагогической рефлексии присутствующие на семинаре педагоги пришли к единому мнению в том, что вокально-интонационная работа является неотъемлемой, наиболее значимой и действенной формой слухового воспитания.




Семинары 2017/2018 учебного года
30 марта 2018 года прошел семинар ресурсного центра «Формирование художественной культуры учащихся средствами декоративно-прикладной деятельности»
Цель: раскрытие значимости декоративно-прикладной деятельности в формировании художественной культуры учащихся
Задачи:
- расширить представление педагогов о развитии творческих способностей, учащихся средствами декоративно-прикладного искусства;
- актуализировать значимость сохранения традиций православной культуры в декоративно-прикладной деятельности на занятиях;
- осуществить обмен педагогическим опытом по активизации творческой деятельности учащихся через различные конкурсы художественного мастерства.
Москович Людмила Николаевна выступила с темой «Развитие творческих способностей учащихся средствами декоративно-прикладного искусства на факультативных занятиях художественной направленности». Рассказала о том, что декоративно-прикладное искусство, является частью процесса обучения и воспитания учащихся различных возрастных групп, способствует более сильному эмоциональному отклику и развитию творческих способностей и фантазии.
Проанализировала педагогические условия для эффективной методики художественно-эстетического воспитания учащихся средствами декоративно-прикладного искусства.
Мойсейчук Светлана Николаевна выступила представила «Традиции православной культуры и их отражение в декоративно-прикладном искусстве». В своем выступлении показала, что духовность, не дается человеку изначально, она воспитывается, в том числе, в школе путем включения ребенка в систему человеческой культуры и общечеловеческих ценностей. В этой связи использование традиций православной культуры на занятиях изобразительным искусством в средней школе представляется особенно актуальным вопросом, что обусловлено важной ролью, которую искусство играет в организации жизни общества, формировании материально-духовной среды жизнедеятельности людей.
Уроки декоративно-прикладного искусства, основанные на приобщении детей к религиозно-художественным традициям народа, чьи художественные идеи являются неотъемлемой частью культуры Отечества, позволяют формировать не только высокий уровень творческого развития личности, но и способствовать становлению духовно-нравственного идеала подрастающего поколения. Поделилась опытом работы педагогов художественного направления.
Калинникова Марина Павловна провела мастер-класс «Встречаем Вербное воскресенье!» В ходе мастер-класса был раскрыт смысл праздника Вход Господень в Иерусалим, традиции освящения вербы. Гости семинара изготовили из креповой бумаги цветы для украшения вербных веточек.
По результатам семинара провели рефлексию. Семинар прошёл в тёплой, дружественной атмосфере.




22 февраля 2018 года на базе государственного учреждения образования «Средняя школа № 207 г. Минска» состоялся семинар ресурсного центра эстетического воспитанияпо теме«Использование арт-педагогических технологий в обучении на факультативных занятиях в классе народных инструментов».
В начале работы семинара с приветственным словом к его участникам выступила руководитель ресурсного центра эстетического воспитания, заместитель директора по учебной работе Шкваренко Ольга Анатольевна.
Что такое арт-педагогические технологии и какую роль они играют в обучении? Об этом рассказала руководитель методического отделения учителей по классу цимбал, баяна и аккордеона Лобанова Ирина Алексеевна. Арт-педагогика — это отрасль науки, которая изучает закономерности воспитания и развития человека посредством искусства. В настоящее время к юным музыкантам предъявляются высокие требования. Обучение должно формировать думающего человека, готового к творческой деятельности. Важно воспитывать и развивать внутренний мир ребенка, задействовать его фантазию и воображение, провести его к гармонии с окружающим миром.
В практической части семинара Ирина Алексеевна активизировала восприятие музыкального произведения через пластическое интонирование. Работая с учащейся первого класса Шкурко Анастасией, учитель показала, как через движения и жесты можно выразить музыкальный образ. Были представлены такие арт-педагогические приемы как «Зеркало» и «Импровизация».
Как достигнуть здоровьесберегающего эффекта через освоение методов и приемов арт-терапии на музыкальных занятиях в классе аккордеона? Именно это во фрагменте мастер-класса продемонстрировала учитель Якубовская Инна Ивановна. Она представила комплекс упражнений для развития движений кисти и пальцев рук, использовала упражнения на релаксацию, что способствовало устранению зажатости и внутренней напряженности учащегося.
Далее учитель по классу цимбал Савенок Наталья Николаевна с учащейся четвертого класса Ращеня Владиславой вела разговор о применении арт-педагогических технологий в работе над художественным образом в музыкальных произведениях. Для раскрытия характера пьесы были использованы элементы рисования акварелью и проведена аналогия рисунка с образом музыкального произведения.
Может ли пение под свой аккомпанемент быть одним из элементов арт-педагогических технологий? На этот вопрос ответила Кривицкая Галина Вацлавовна в работе с ансамблем «Озорные кнопочки». В ходе занятия было отмечено, что пение под собственное сопровождение помогает развитию творческой свободы, фантазии и воображения.
В завершении семинара участники и слушатели пришли к выводу, что применение арт-педагогических технологий помогает делать занятие более креативным и качественными, а также стимулирует фантазию, побуждает к творчеству и развивает воображение учащихся.



18 января 2018 года в актовом зале государственного учреждения образования «Средняя школа № 207 г. Минска» состоялся семинар - практикум ресурсного центра эстетического воспитания по теме «Специфика подготовки хореографических коллективов к театрализованным представлениям». Семинар прошёл в форме панорамы педагогического опыта на примере балетмейстерских работ учителей хореографии в музыкально-театрализованном представлении «Птица Счастья».
В первой части семинара руководитель методического объединения учителей хореографии Лауткина Ирина Анатольевна рассказала о традиции проведения новогодних музыкально-театрализованных представлений, напомнила о главных принципах постановочной работы хореографических композиций, о значении личности учителя хореографии в успехе каждой творческой работы. Далее педагог подробнее остановилась на анализе своих балетмейстерских работ текущего учебного года, в частности на том, что все три композиции: молдавский танец «Видели ночь», немецкий танец «Кирмес-полька» и обрядовая колядная зарисовка «Го-го-го, каза!» посвящены Рождественским праздникам.
В продолжение темы учитель хореографии Яскевич Наталья Николаевна отметила, что традиция новогодних сказочных представлений в школе началась двадцать пять лет назад, первые представления носили обрядовый характер и проходили в форме коляд. Когда в школу пришли профессиональные хореографы и открылись классы с хореографической направленностью, новогодние представления приобрели форму балетных спектаклей. Постепенно они переросли в новогодние представления, основой которых служили известные сказки «Золушка», «Бременские музыканты» и другие. Иногда в одном представлении присутствовали персонажи из разных сказок, что делало спектакль ярким и самобытным. Принять участие в новогоднем представлении могли не только учащиеся хореографической направленности, но и всей школы. Для учеников ансамбля «Реверанс» участие в красочном театрализованном представлении – большая честь, за которую нужно бороться, и поэтому в новогоднем «Фигурном вальсе» и в латиноамериканском «Джайве» танцуют лучшие.
Учитель хореографии Зинкевич Марина Игоревна в своей постановочной работе использовала игру как балетмейстерский приём. Русский танец «Воронежская топотуха» у учителя построен на трёх играх: «Бояре, мы к вам пришли!», «Лодочка» и «Круги, кружочки, «воротца».
Во второй части семинара гости увидели музыкально-театрализованное представление «Птица Счастья», где были представлены работы трёх хореографических коллективов школы: «Забава» (руководитель Лауткина И.А.), «Белорусочка» (руководитель Зинкевич М.И.) и «Реверанс» (руководитель Яскевич Н.Н.), а также вокальные номера учащихся педагога Василевской Л.П..
Дружные аплодисменты присутствующих и слова благодарности за доставленное удовольствие - достойная оценка системы работы эстетической направленности школы.



22 декабря 2017 года на базе государственного учреждения образования «Средняя школа № 207 г. Минска» состоялся семинар ресурсного центра эстетического воспитанияпо теме«Педагогические условия совершенствования процесса формирования и развития музыкально-слуховых представлений в классе фортепиано».
В начале семинара с вступительным словом к его участникам выступила руководитель ресурсного центра эстетического воспитания, заместитель директора по учебной работе Шкваренко Ольга Анатольевна.
Также гостей приветствовала и руководитель методического объединения учителей по классу фортепиано Голотик Татьяна Николаевна, которая обозначила актуальность выбранной темы, цель и задачи семинара, а также рассказала о современных тенденциях внедрения современных технологий в сферу музыкального образования.
Далее Татьяна Николаевна поделилась с присутствующими своим опытом работы в сфере музыкально-слуховых представлений в различных видах деятельности. Педагог с учащимися 2 «А» класса Болсун Полиной, Щуревич Эвелиной и 6 «А» класса Сухан Анастасией описала алгоритм диагностики способностей в воспроизведении мелодии на слух и их практическое применение в работе над музыкальным произведением. Учитель представила наработанные наглядные материалы в виде карточек, рисунков учащихся, музыкального лото и домино.
В продолжение семинара педагог Понимаш Елена Чеславовна показала, как с использованием возможностей цифрового фортепиано развивать тембровый и полифонический слух учащихся. Сначала учитель познакомила слушателей со звучанием старинных музыкальных инструментов, а затем учащаяся 2 «А» класса Картун Анастасия, используя тембр клавесина, исполнила «Менуэт» И. Х. Баха. Далее в исполнении ученицы 4 «А» класса Рахимовой Софии прозвучал «Менуэт» И.С. Баха не только окраской клавесина, но и, путём разделения клавиатуры на две части, одновременно тембрами двух инструментов: скрипки в правой руке и виолончели – в левой. В процессе работы над полифоническими пьесами ученицы смогли испытать радость от достижения поставленных задач и познания нового звукового решения.
Далее, в ходе свободного общения, Татьяна Николаевна подчеркнула,
что взаимодействие педагогического управления с музыкально-творческой деятельностью учащихся формирует эффективный образовательный процесс.
В ходе рефлексии каждый из участников семинара высказались в пользу применения данных методик в повседневных занятиях и затем получили в подарок символический сувенир, ассоциирующийся с предстоящими новогодними праздниками и с полученным практическим опытом на данном мероприятии.



30 ноября 2017 года в камерном зале государственного учреждения образования «Средняя школа № 207 г. Минска» прошел семинар в форме педагогического диалога в рамках ресурсного центра эстетического воспитания по теме «Музицирование в камерных ансамблях (дуэты, трио) как средство мотивации и развития творческого потенциала учащихся на факультативных занятиях в классе скрипки».
В начале работы семинара с приветственным словом к его участникам выступила руководитель ресурсного центра, заместитель директора по учебной работе Шкваренко Ольга Анатольевна и представила приглашенных гостей.
Руководитель методического объединения учителей по классу скрипки Васильева Валентина Александровна обозначила цель и задачи семинара и поделилась опытом работы с ансамблями по теме «Ансамблевое музицирование как фактор мотивации к обучению игре на скрипке». Камерное музицирование − это творческая деятельность, где переживания и чувства одного исполнителя сочетаются с переживаниями и чувствами другого, объединяются одним художественно-этическим направлением, единым стремлением к художественному, эстетическому, нравственному и творческому совершенству. Учащиеся класса скрипки часто выступают на школьных концертах, они чувствуют поддержку со стороны одноклассников, а это мотивация к привлечению учащихся к активной концертной деятельности. Сочетание всех проявлений деятельности руководителя камерного ансамбля направлено на обеспечение доступности обучения, а также на раскрытие способностей и развитие личности учащихся, повышение познавательной, социальной активности и мобильности, создание мотивации успеха в процессе обучения. Практическая часть представлена выступлениями дуэтов: Коценя Артур и Мансуров Мансур 9 «А»; Магниченко Алеся 7 «А», Романченко Ксения 8 «А»; Коценя Артур 9 «А», Денисова Валерия 7 «А».
Учитель по классу скрипки школы Сацура Светлана Ивановна рассмотрела значимый аспект в педагогической работе «Особенности работы с инструментальными камерными ансамблями смешанного типа». Занятия в ансамбле сближают учащихся, развивают в них чувство взаимопонимания и взаимной поддержки. Поэтому в условиях коллективных форм музицирования, каковыми являются ансамбли смешанного типа, необходимо так построить учебный процесс, чтобы овладение навыками ансамблевой игры нашло свое практическое применение в исполнении.
Практическая часть была представлена дуэтом учащихся Татковым Прохором 5 «А» и Девятень Ксенией 4 «А», а также скрипично-фортепианным трио: Чайковской Дианой 8 «А», Евсеенко Полиной и Сидорок Светланой 7 «А».
Далее выступали приглашенные гости. Учитель по классу скрипки государственного учреждения образования «Средняя школа №170 г. Минска» Юхнович Вероника Сергеевна в своем сообщении «Специфика и значимость игры в ансамбле» осветила вопросы музицирования в дуэтах на начальном этапе обучения. Публичные выступления учащихся на различных концертах оказывают благоприятное воздействие на возможность реализации способностей учащихся, создании ситуации успеха, мотивации и активизации их творческого потенциала, позволяют привлечь как можно большее число детей в класс скрипки. Испытав радость успешных выступлений в ансамбле, учащиеся начинают более комфортно чувствовать себя и в качестве исполнителя-солиста.
Практическая часть была представлена дуэтом учащихся 2 класса Кузич Марией и Минзер Доминикой.
Учитель по классу скрипки государственного учреждения образования «Средняя школа №145 г. Минска» Городова Тамара Григорьевна раскрыла тему «Ансамблевая игра как вид и форма обучения музыке». Если в традиционной педагогике целью обучения являются инструментальные достоинства (состояние игрового аппарата, рук, техники), то в ансамблевом музицировании музыка и владение инструментом являются не целью, а средством. Конечной целью становится воспитание гармонически развитой личности ученика, реализация способностей и творческого потенциала.
Выбор форм и методов работы педагога с коллективом зависит от возраста участников ансамбля. Учащиеся, имея опыт игры в ансамбле с раннего возраста, могут исполнять репертуар разной сложности. Для раскрытия содержания произведения рекомендуется изучать его всесторонне: определить жанровые признаки, мелодические, гармонические, ритмические обороты, модуляции, тембры, динамические оттенки, фактурные признаки, пропорции частей. Чтобы понять произведение, надо знать, как оно построено, из чего состоит. Учащийся должен владеть понятиями и терминами из теории музыки. Но вместе с тем, для раскрытия образа исполняемого произведения, юный музыкант должен владеть образно-смысловым словарным запасом, а также обладать ассоциативным мышлением.
Практическая часть была представлена камерным ансамблем в составе Шмурыгина Иоанна 7 «А», Овчаренко Софьи 5 «А», Дроздовой Златы 4 «А» и Тупальской Бажены 2 «А».




17 ноября 2017 года в государственном учреждении образования «Средняя школа № 207 г. Минска» состоялся семинар - практикум для учителей вокально-хоровых и теоретических дисциплин учреждений образования в рамках ресурсного центра эстетического воспитания по теме «Развитие вокально-интонационных навыков на факультативных занятиях по учебному предмету «Сольфеджио»».
В ходе семинара слушатели познакомились с опытом работы учителя теоретических дисциплин школы Курило Екатерины Алексеевны по развитию вокально- интонационных навыков на занятиях по сольфеджио.
Мастер - класс на тему «Обобщение: песенные жанры. Интервалы в диапазоне октавы» проводился с учащимися 3 «А» класса и содержал все формы работы, которые считаются основными для понимания предмета «Сольфеджио» как комплексного: вокально-интонационные и метро-ритмические упражнения, анализ на слух, диктант, сольфеджирование, закрепление теоретических сведений, развитие творческих навыков. В ходе урока ребята пели хором и индивидуально, а капелла и с сопровождением, по нотам и наизусть, с дирижированием и без, сольфеджио и со словами; интонировали элементы гамм, интервалы и мелодические обороты в ладу. Анализируя интервалы на слух, учащиеся опирались на картинки - символы, изготовленные самостоятельно, находили знакомые интонации в отрывках популярных детских песен и классических произведений. Так, на занятии прозвучали фрагменты прелюдий соль- минор, До- мажор и ми- бемоль-минор из первого тома ХТК И.-С. Баха, вступления к опере «Как говорил Заратустра» И. Штрауса, песни Е. Крылатова, на слова Ю. Энтина «Прекрасное далеко», а также песни Л. Бекмана, на слова Р. Кудашевой «В лесу родилась елочка». Педагог и учащиеся смогли достичь основной цели занятия: формирование прочных слуховых навыков на основе разнообразной музыкально-практической деятельности.
В методическом сообщении на тему «Некоторые вопросы методики развития вокально-интонационных навыков в курсе обучения сольфеджио» Екатерина Алексеевна обратилась к практическому опыту таких известных педагогов - теоретиков XX века как А.Л. Островский, А.П. Агажанов, А.Л. Биркенгоф.
В ходе педагогической рефлексии присутствующие на семинаре педагоги пришли к единому мнению в том, что вокально-интонационная работа является неотъемлемой, наиболее значимой и действенной формой слухового воспитания. Осваивая теоретические основы курса сольфеджио, овладевая практическими вокально-интонационными навыками, учащиеся приобретают способность аналитического восприятия и осознания как отдельных элементов музыкального языка, так и мелодико-гармонической фактуры в целом. В учебно-методической литературе не раз затрагивался вопрос о способах и методах работы по овладению ладовыми структурами в условиях абсолютной сольмизации, тем не менее, до сих пор не существует выработанной общепринятой методики, и эта тема остается открытой для исследования.
Недаром искусствовед И.И. Земцовский сказал, что «Сольфеджио - это самая черновая и одновременно самая великая из всех дисциплин музыканта. Она посвящена святая святых музыкальной профессии, ее главному инструменту - музыкальному слуху».




26 сентября 2017 года на базе государственного учреждения образования «Средняя школа № 207 г. Минска» состоялся семинар по теме«Трансляция педагогического опыта в контексте развития ресурсного центра по эстетическому воспитанию» в рамках городского марафона «Ресурсный центр по воспитательной работе приглашает» и Недель устойчивого развития.
Гости семинара окунулись в творческую атмосферу школы, переступив ее порог: в уютном фойе под звуки музыки их встречали юные исполнители и педагоги. Здесь же вниманию гостей была представлена выставка творческих работ учащихся и педагога дополнительного образования Толкачевой Г.С., организован мастер - класс учителя Кирюшкина А.В.
В начале работы семинара с приветственным словом к его участникам выступила начальник управления координации повышения квалификации специалистов воспитательной, социально-педагогической и психологической службы государственного учреждения образования «Минский институт развития образования» Захожая Нина Николаевна.
Гостей семинара приветствовала также и директор школы Савчук Екатерина Петровна, которая рассказала об учреждении образования, познакомила с традициями школы, результатами работы коллектива. Так было отмечено, что по итогам 2016/2017 учебного года учащиеся и творческие коллективы школы получили более 60 дипломов в конкурсах различного уровня. Не случайно средняя школа № 207 г. Минска является базовой площадкой для проведения городских методических семинаров и творческих конкурсов. Ежегодно на базе школы проводится конкурс исполнительского мастерства Московского района «Музыкальный калейдоскоп».
Перед гостями выступила и руководитель ресурсного центра, заместитель директора по учебной работе Шкваренко Ольга Анатольевна. Она рассказала о целях и задачах центра, итогах и перспективах его развития. Ольга Анатольевна отметила, что плодотворная работа стала возможной благодаря творческой деятельности педагогического коллектива, который сложился в школе в настоящее время.
На базе ресурсного центра постоянно ведутся поиски новых подходов в обучении и воспитании учащихся, но неизменным остается систематическая работа по формированию культуры личности, интеллектуальному и творческому развитию школьников.
О проводимых социально-значимых мероприятиях в области духовно-нравственного воспитания учащихся, сотрудничестве с Белорусской Православной Церковью рассказала педагог – психолог Гусева Оксана Дмитриевна. Опыт работы педагогического коллектива школы по духовно-нравственному воспитанию представлен на городских и районных семинарах, в сборнике материалов «Духовность. Нравственность. Традиции».
Проект «Формирование духовно-нравственных качеств личности учащихся средствами ресурсного центра эстетического воспитания» под руководством директора Савчук Екатерины Петровны, Шкваренко Ольги Анатольевны и Гусевой Оксаны Дмитриевны получил грант Мингорисполкома в 2015 году.
Во время практической части семинара гости приняли участие в мастер-классе по декоративно-прикладной деятельности «Осенний листопад», где собственноручно под чутким руководством педагогов - художников изготовили открытку на осеннюю тематику, затем посмотрели мини-спектакль национального театра «Батлейка», фрагмент внеклассного мероприятия в рамках шестого школьного дня, посвященный 950-летию города Минска.
В завершении вниманию гостей была представлена концертная программа, подготовленная учащимися и педагогами классов эстетической направленности,в которойбыли показаны яркие сольные и ансамблевые номера.
Семинар прошел в атмосфере доброжелательности и сотрудничества. Гости поблагодарили организаторов за плодотворно проведенное время, пожелали школе процветания, творческих успехов и талантливых учащихся.
Каждый заинтересованный работой ресурсного центра эстетического воспитания может получить информацию о его деятельности на сайте государственного учреждения образования «Средняя школа № 207 г. Минска».
разгарнуць » / « згарнуць